Диагностика мотора – грамотный автомобильный лекарь
Что необходимо для исправной работы машины и хорошего самочувствия, бодрого настроения водителя? Как избежать внепланового, обычно дорогущего ремонта родного автомобиля? Владельцы машин могут искренне ликовать, ведь найдено отличное средство для предостережения порчи их драгоценных транспортных средств! Это - современная, вовремя сделанная диагностика мотора, которая может спасти его от грубой поломки.
Когда пробег машины приближается к черте в 20 тысяч километров, приходит самое время для проведения диагностики, которая бы выявила первые признаки сбоев в работе автомобиля. Лишь своевременно произведенная диагностика действительно может предотвратить дальнейшие неполадки. Значимую роль отыгрывает и специалист, проводящий данную проверку. Работник должен иметь высокую квалификацию, уметь находить индивидуальный подход к каждому автомобилю, учитывая все его особенности.
Мастер-диагност проводит тестирование, тщательный анализ работы всех систем автомобиля, которые влияют на его работу. Сюда входит и оценка состояния гидравлической части, то есть герметичность всей системы, давление и производительность электробензонасоса, а ещё - регулятора топлива, и газоанализ, определяющий состав выхлопных газов. Но самый важный процесс – это, безупречно, диагностика мотора. Она проверяет работу систем, управляемых микропроцессором и позволяет отыскать практически все неполадки в таких системах. Пробивное напряжение на свечах зажигания, длительность и напряжение горения искры, а также время накопления энергии КЗ (катушки зажигания) и высоковольтных проводов - все это также можно проверить благодаря специальным приборам-тестерам. Проверяются и сами свечи зажигания с обязательным испытанием на стенде. После их снятия производится замер компрессии в цилиндрах двигателя, которая в большинстве случаях дает точную оценку состояния поршневой группы. Паралельно производятся такие операции, как чистка и смазка дроссельного узла системы вентиляции картерных газов и обслуживание регулятора холостого хода. Происходит сканирование работы электронных датчиков исполнительных механизмов в системе управления двигателем. Если диагностику не сделать вовремя, придется потом долго исправлять неполадки в работе мотора.
Компьютерная диагностика – это тип диагностики с использованием компьютеризированного оборудования. Работа такой диагностики может выполняться сканером или мотор-тестером, существует и специальное программное обеспечение, созданное для таких приборов. Мотор-тестером называется приспособление, позволяющее измерять значение различных величин и характеристик работы мотора. Этот прибор может быть переносным или стационарным. Он является многоканальным цифровым осциллографом с набором специальных функций. Мотор-тестером можно измерить и наблюдать форму исследуемых сигналов. Он часто необходим для правильного и точного установления диагноза. Также для современных систем обязательно существует возможность проведения электронной диагностики или сканирования, когда внешний компьютер – «сканер» подключается к специальному диагностическому разъёму и позволяет читать коды ошибок, управлять исполнительными механизмами, читать значения сигналов с датчиков и величины коэффициентов с процессора управления (режим "Data stream").
Подробная, правильная и тщательно проведенная диагностика проводится на протяжение достаточно долгого времени. Ведь даже простая неисправность при подходящем стечении обстоятельств требует не меньше получаса работы для точного определения диагноза! Однако, задача мастера – не только найти неисправность. После чтения ошибки необходимо выполнить немало проверочных операций, чтобы убедиться в правильной интерпретации ЭБУ (Электронный Блок Управления) проблемы. Каждый раз при включении зажигания ЭБУ начинает анализировать работу своих датчиков и исполнительных устройств. Этот анализ длится всё время работы мотора. В случае обнаружения дефекта ЭБУ фиксирует неисправность, выставляет код ошибки и использует аварийную ветвь программы управления. Только в этом случае есть связь между кодом ошибки и алгоритмом работы ЭБУ. После выключения зажигания блок управления сохраняет код в ОЗУ. Если теперь исправить дефект и завести мотор, то от неисправности останется только воспоминание в виде кода со статусом случайной ошибки. Если в течение какого-то количества пусков мотора этот дефект не повторится, код ошибки будет стёрт из памяти ЭБУ автоматически. В свою очередь, если стереть код ошибки, а дефект не исправить, то это никак не скажется на работе мотора. Ведь вскоре условия возникновения кода ошибки повторятся, и она снова будет занесена в память.
Наиболее современные системы управления стремятся использовать адаптивное управление, когда блок управления анализирует результаты своего руководящего воздействия и как бы подстраивается под конкретный мотор и его владельца. Такой тип управления позволяет оптимизировать его результаты. Все поправочные коэффициенты и переменные хранятся в отдельной области ОЗУ. Отключение питания приводит к потере этих данных, также стираются все коды ошибок, которые тоже хранятся в ОЗУ. Такой сброс ошибок многие воспринимают, как устранение дефекта (коды ведь сброшены, но и адаптация потеряна). Иногда действительно это приводит к устранению внешнего проявления дефекта, но, как правило, через какое-то время всё вернётся на круги своя. Сейчас новый стандарт диагностики OBD II ( On-Boart Diagnostics II ) требует сохранять коды ошибок вне зависимости от питания ЭБУ. Так же некоторые фирмы стали использовать энергонезависимую память для хранения адаптационных данных. И как следствие, возможность что-либо изменить (сбросить адаптацию) полностью перешла к ремонтникам, вооружённым сканером.
Диагностика мотора позволяет выявить проблемы его работы на ранней стадии. Профилактическую ценность этого чуда техники невозможно переоценить!